Невежество
ignorance
Заимствованно из церковнославянского языка. Идет от слияния отрицательной частицы "не" и "вежа" - от "ведать", то есть Знание'>знать. Отсюда невежа – мало знающий человек, несведущий человек, необразованный человек, а невежество – характеристика такого человека.
До начала ХХ века слова невежа и невежда не различались. Позднее появились два отличия. Слово невежа постепенно было отнесено к просторечию. Спектр его значений сместился к таким словам как невоспитанный, бестактный, грубый.
Английского слова "невежественность" - ignorance- несёт дополнительные содержательные аспекты. Ignorance – это не только неведение, незнание, необразованность, неосведомленность. Ignore – это и игнорировать, не обращать внимания, пропускать, не учитывать. Можно предположить, что в англо-американской культурной традиция традиции невежественный человек – это не столько человек незнающий и необразованный, сколько человек не интересующийся и безразличный.
Можно ли рассматривать невежественность как необразованность? Возможно, что нет. Население Советского Союза было высокообразованным, но в силу закрытости страны – не обладающим Знание'>знанием современных технологий и достижений социальных наук. В данном аспекте население было невежественным, но невежество сочеталось с образованностью. Если это так, то невежество не выступает полной противоположностью Знание'>знанию, не является его перевернутым отражением.
С другой стороны, не всякое незнание свидетельствует о невежественности. Если мы не знаем незначимые для нас факты из жизни общества, государства, окружающих нас людей и даже своей жизни (например, степень минерализации выпитой воды), то это вовсе не свидетельствует о нашей невежественности. Другим словами незнание не выступает полным подобием невежественности, не является его прямым отражением.
Отличительная особенность невежества – его особые отношения с государством. Оно может создаваться государством и намеренно сберегаться. Примером того может служить институт государственной тайны, документов и литературы для служебного пользования, порционной выдачи информации населению. Такие институты служат инструментами государственного управления. Возможно, что в этом и заключен смысл известного оруэлловского лозунга – "невежество – сила".
Неисследованными остаются отношения невежества и бизнеса. Но такие отношения существуют. Об этом свидетельствует институт коммерческой тайны, взаимное неприятие теоретиков и практиков, а также "образовательный" парадокс профессии экономиста – многие выдающиеся экономисты и успешные предприниматели не имели экономического образования. Такие отношения служат инструментами менеджмента. Возможно, что в этом и заключен смысл известного лозунга – "кто владеет информацией – управляет всем".